goup

Новости права

Законопроект №2365 «О защите прав трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством при трудоустройстве за границей».

31 октября 2019 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован Законопроект №2365 «О защите прав трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством при трудоустройстве за границей».

Законопроектом планируется кардинально изменить суть деятельности по трудоустройству за границей, а именно следующим образом: 

  1. Исключить из статьи 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» пункт 20. То есть убрать деятельность по посредничеству в трудоустройстве за границей из перечня видов деятельности, которые подлежат лицензированию. 
  2. Деятельность по трудоустройству за границу перевести в сферу декларирования. Это означает, что теперь агентство, которое занимается трудоустройством перед началом работы должно будет подать декларацию о начале деятельности субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей. На основании такой декларации субъект вноситься в перечень субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по трудоустройству. 
  3. Внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях и дополнить его статьей 16626 в части ответственности субъекта хозяйствования, а именно: за проведения деятельности по посредничеству без подачи декларации влечет за собой штраф в размере от 17 до 50 тысяч гривен; повторное нарушение законодательства, совершенное в течении года после первого нарушения влечет за собой штраф в размере от 50 до 85 тысяч гривен; взыскание оплаты с граждан в виде гонораров и других вознаграждений влечет за собой штраф в размере от 34 до 50 тысяч гривен. 

Требования к декларации о начале работы по посредничеству в трудоустройстве за границей будут указаны в статье 381 Закона Украины «О занятости населения».

Декларация должна содержать следующую информацию:

Неотъемлемой частью декларации является письменное согласие на исполнение положений 181 Конвенции Международной организации труда «О частных агентствах занятости» в части отказа от получения с соискателей работы за границей любых гонораров или комиссионных вознаграждений прямо или косвенно, полностью или частично. Вносимые изменения предполагают, что оплату агентства-посредники могут получать только непосредственно от работодателя. 

Срок на внесение субъекта хозяйствования в перечень составляет 10 рабочих дней от даты подачи документов, если нет обоснованного основания в отказе по включению в перечень. 

Достаточно много вопросов остается к этому Законопроекту, поскольку непонятны причины, из-за которых могут отказать в регистрации декларации, хотя можно предположить, что отказ возможен из-за подачи недостоверных данных. 

Как указано в объяснительной записке к Законопроекту, целью и заданием его является защита граждан Украины, которые ищут трудоустройство за границей и постоянно работают в других странах, а так же нормирование работы компаний, которые осуществляют трудоустройство украинцев за границей, либерализация процедур и правил работы таких компаний. Хотя, судя по размерам штрафов, либерализация сомнительная. Но в тот же момент, возможно, уйдет бюрократическая составляющая от работников Минсоцполитики. 

Но все же, остается вопрос по поводу тех субъектов, у которых уже есть лицензия. Будут ли они внесены в перечень субъектов автоматически, либо же будут вынуждены заново проходить все процедуры, об этом авторы Законопроекта решили умолчать.