3 февраля 2021 года было принято Постановление Кабинета Министров Украины № 77, которым значительно изменится система оформления разрешительных документов Гоструда, а именно разрешений на выполнение работ и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, а также деклараций соответствия материально-технической базы требованиям по охране труда. Изменения, предусмотренные этим постановлением опубликованы в Правительственном курьере 10 февраля 2021 года, а вступят в силу 10 марта 2021 года.
Мы проанализируем вопрос регистрации деклараций, а именно такой аспект, как аудит охраны труда и попробуем ответить на следующие вопросы:
1. Что такое аудит охраны труда?
2. Кому нужно проходить аудит охраны труда?
3. Кто проводит аудит охраны труда?
4. Какие есть виды аудита охраны труда?
5. Как происходит проведения аудита охраны труда?
6. Какие документы нужны для проведения аудита по охране труда?
1. Что такое аудит охраны труда?
Закон Украины «Об охране труда» не содержит определения аудита состояния охраны труда, а только отмечается про обязанность работодателя обеспечивать его проведение. Общие сведения об аудите как явлении разъясняет стандарт ISO 19011:2018. В целом, это система мероприятий, которыми собирается информация о тех или иных составляющих функционирования системы предприятия (в нашем случае речь идёт о системе охраны труда) и делаются выводы, которыми оценивается состояние и определяются недостатки и методы их устранения.
2. Кому нужно проходить аудит охраны труда?
Прямого ответа на этот вопрос в Законе Украины «Об охране труда» нет. Однако определенные выводы можно сделать, ознакомившись с формами документов. В бланке декларации, утвержденным Постановлением КМУ № 48 от 07.02.2018 р. (дополнение № 8), есть раздел для внесения даты проведения добровольного аудита по охране труда. Так как на данный момент декларация подается на регистрацию без подтвердительных документов, по сути, в этот раздел можно записать любую дату, не отмечая при этом, какая организация его разработала и номер акта аудита, но в большинстве случаев работодатель писав, что аудит не проводился. Бланк декларации, предусмотренный Постановлением № 77 от 03.02.2021 р., содержит более детальные требования к внесении информации об аудите: слово «добровольный» уже отсутствует, также необходимо внести приказ о проведении аудита, номер та дату заключения о его проведении, а значит, можно сделать вывод, что аудит является теперь обязательным документом для регистрации декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по охране труда. Таким образом, можно уже сделать вывод, что аудит по охране труда нужен для субъектов хозяйственной деятельности, которые планируют оформлять декларацию соответствия материально-технической базы требованием законодательства по охране труда. В то же время, это не запрещает провести аудит по охране труда предприятию, которое уже имеет разрешительные документы и даже работодателю, деятельность которого не связана с повышенной опасностью, для понимания соблюдения общих норм законодательства по вопросам охраны труда.
3. Кто проводит аудит охраны труда?
Так как законодательством не определено, кто имеет право или может проводить аудит, работодатель мог самостоятельно составить тот или иной акт о состоянии охраны труда на его предприятии (то есть, внутренний аудит) и дата документа, указанная в декларации, могла бы безусловно считаться как достоверная информация, которая может быть подтверждена в любой момент.
Так как в бланке нового образца отсутствуют разделы про ответственных лиц по вопросам охраны труда, инструкции, обучение, эксплуатационную документацию, нормативно-правовую базу и т.д., очевидно, что заключение о проведении аудита нужно будет подавать вместе с декларацией или он будет требоваться территориальными управлениями Гоструда от работодателей или организаций, которые проводили аудит.
4. Какие есть виды аудита охраны труда?
Вообще, согласно стандарту ISO 19011:2018, аудиты делятся на 3 уровня:
- аудит первой стороны (внутренний аудит, который проводится собственными силами предприятия);
- аудит второй стороны, который проводит заинтересованное лицо (например, контрагент при заключении договора или тендерный комитет);
- аудит третей стороны (проводит аккредитованное лицо, владеющее соответствующими знаниями, умениями и навыками, прошла соответствующее обучение и проверку знаний, что подтверждается сертификатом).
Какие же виды аудита подразумевает Гоструда, пока нет единого понимания. Можно лишь выдвигать предположения. Если проводить аналогию с процедурой получения разрешения на выполнение работ повышенной опасности, то экспертное заключение, которое подают вместе с заявлением, содержит только регистрационные данные предприятия, виды работ / оборудования, нормативно-правовые акты, на соответствие которым проводилась экспертиза; вся остальная информация о состоянии охраны труда (документы, обучение, технические данные по оборудованию) содержатся в отчете как приложении к заключению экспертизы, который, с одной стороны не является обязательным документом для подачи, но все равно запрашивается территориальным управлением Гоструда. С одной стороны, логично считать, что разрешительный орган хочет видеть отчеты о проведении аудита от аккредитованных лиц и организаций (то есть аудит третьей стороны), таким образом приравнивая акт аудита к заключению экспертизы состояния охраны труда, который составляется для получения разрешений). Но правовых оснований для этого пока мы не видим. Не исключено, что впоследствии могут быть разработаны критерии, например, согласно видов работ, количества работников и т.д., исходя от которых будет определяться необходимость аудита надлежащего уровня.
5. Как происходит проведения аудита охраны труда?
Уполномоченное лицо (аудитор), согласно предварительно утвержденной программе аудита, ознакамливается с документами, касающимися общих вопросов охраны труда, а также особенностей выполнения работ и эксплуатации оборудования, а также при необходимости оценивает непосредственно сами рабочие процессы. На основании всего вышеперечисленного дается оценка соответствия состояния охраны труда предприятия, определяется, чего именно работодатель придерживается, чего нет, какие выявлены недостатки и каким образом их можно устранить.
6. Какие документы нужны для проведения аудита по охране труда?
Опять же, закон не имеет ответа на эти вопросы. Но если проводить параллель с перечнем документов, которые предоставляются для проведения экспертизы состояния охраны труда при оформлении разрешений на выполнение работ и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, то отсюда вытекает, что аудитору нужно в любом случае предоставить:
- учредительные документы работодателя;
- штатная структура;
- перечень сотрудников, выполняющих работы повышенной опасности;
- документы, подтверждающие прохождение обучения по охране труда;
- материалы медицинских осмотров, приказы по вопросам охраны труда;
- инструкции и положения по охране труда;
- эксплуатационная документация на оборудование, средства индивидуальной защиты, прочее.
Ещё можно предположить, что исходя из ограниченного объёма нового бланка декларации (фактически это только регистрационные данные предприятия, виды работ/оборудования, место их выполнения/эксплуатации, данные про аудит), составленное должным образом уполномоченным лицом аудиторское заключение будет неотъемлемым документом для успешного участия в тендере вместе с собственно декларацией.
Кто должен проводить аудит качества системы охраны труда, какие сведения должны быть упомянуты в аудиторском заключении, какие документы для этого нужны, куда подавать заключение и нужно ли вообще его подавать – на все эти вопросы ответы будут лишь после вступления в силу нового постановления и предоставления официальных разъяснений Гоструда.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1) с 10 марта 2021 система выдачи разрешительных документов Гоструда (разрешений и деклараций) существенно изменится;
2) некоторые аспекты, в т.ч. вопросы аудита состояния системы управления охраной труда еще полноценно не разъяснены законодательством, но для правильного применения норм законодательства как работодателями, так и разрешительными органами, должны быть разработаны соответствующие нормативно-правовые акты, а также разъяснения Гоструда;
3) в любом случае надлежащий аудит по охране труда станет неотъемлемой процедурой для оформления деклараций по охране труда, участия в тендерах и конкурентоспособности предприятий на рынке.
Компания Юстикон поможет вам оформить разрешительные документы по охране труда – разрешения, декларации, а также другие сопроводительные документы, которые для этого необходимы.
Ваш комментарий будет доступен на сайте после проверки администрацией.