goup

Мнение эксперта

Парламент Украины отменил лицензирование 23 видов хозяйственной деятельности

Архив лицензийКак сообщает Интерфакс-Украина в материале от 13.10.2010
Верховная Рада Украины приняла закон, которым отменено лицензирование 23 видов хозяйственной деятельности из 66-ти.
В частности, освобождаются от лицензирования поиск и разведка полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых из месторождений, которые имеют общегосударственное значение и включены в государственный фонд месторождений полезных ископаемых.

Также от лицензирования освобождается производство и прокат металлов и драгоценного камня, проведение геодезических и картографических работ, выполнение электронно-химических работ, пересылка и перевозка почтовых грузов массой до 30 кг

Турагентская, культурно-оздоровительная и спортивная деятельность также, согласно закону, не подлежат лицензированию.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

В основу принятого закона положен принцип ограничения государственного контроля над хозяйственной деятельностью. С юридической точки зрения, этот принцип предполагает невмешательство государства в сферу ведения бизнеса и максимальную либерализацию по части получения документов разрешительного характера. При этом четко определены сферы, в которых лицензирования является обязательным и ни при каких обстоятельствах не может быть отменено. Так, лицензированию подлежат виды хозяйственной деятельности, которые непосредственно связаны с безопасностью государства, защитой окружающей среды, жизнью и здоровьем населения. В качестве примера можно привести следующие: производство оружия, космических аппаратов, опасных химических веществ, лекарств и так далее.

Создатели закона исходили из того, что отменять процедуру лицензирования стоит по отношению к тем видам деятельности, которые и так предполагают соблюдение определенных требований, установленных для конкретной отрасли, а именно - стандартов, технических условий, сертификатов и др. По их мнению, была создана непрозрачная многоуровневая система ограничений, существенно препятствуют ведению хозяйственной деятельности. В связи с этим прослеживается следующая тенденция: добросовестный субъект не в состоянии пройти всю бюрократическую систему получения разрешений, тогда как недобросовестные - благодаря «финансовым вливаниям» благополучно выходят на рынки, имея на руках все необходимые лицензии и другие документы. В результате, как минимум, мы получаем не всегда качественные услуги, предоставляемые непрофессионалами, а как максимум - малый и средний бизнес не имеет возможности развиваться.

Создатели закона считают, что благодаря нововведениям будут созданы благоприятные условия для предпринимательства и искоренена почва для коррупции, возникающей в сфере органов лицензирования.

Странным выглядит то, что в качестве одного из аргументов в пользу отмены лицензирования постоянно приводят уровень Украины в международных рейтингах. Так, в рейтинге Всемирного банка по уровню прозрачности ведения бизнеса Украина занимает 142 место из 183 стран (по индексу коррупции - 134 место, по уровню экономической свободы - 152 место). Возникает вопрос: какая цель преследуется - подняться в глазах сообщества путем мнимых изменений или достичь реальных результатов?

Сравнивая Украину с государствами СНГ, имеем следующие данные: в Белоруссии лицензированию подлежит 52 вида хозяйственной деятельности, в Азербайджане - 57, в России - 82, Армении - 93, Казахстане - 99. Сроки выдачи лицензии в России составляют 45 дней, Белоруссии, Армении и Казахстане - 30 дней.

А теперь рассмотрим последствия закона на конкретном примере - отмена лицензирования разведки и добычи полезных ископаемых. До недавнего времени предприятию, которое намеревалось осуществлять добычу полезных ископаемых общегосударственного значения необходимо было получить целый ряд документов разрешительного характера, среди которых:

Исходя из этого перечня документов, лицензия на добычу ископаемых действительно выглядит как лишний удручающий документ.

На мой взгляд, проблема - вовсе не в количестве и сложности всех разрешительных документов, которые необходимо получать, а в том, что лицензирование утратило свое истинное значение и цель. На сегодня лицензия перестала быть гарантом надежности контрагента и все больше воспринимается как препятствие для ведения бизнеса. Люди не заинтересованы в получении лицензии, они стремятся любыми путями максимально быстро открыть собственный бизнес.

Реформировать следует не путем большой отмены лицензирования, а путем изменений изнутри - в самой системе органов лицензирования. Мы в очередной раз столкнулись с проблемой применения закона в нашей стране, ведь следует понимать, что сначала благодаря лицензированию преследовались благие цели - защитить потребителя и очистить рынок от недобросовестных поставщиков услуг.

Законодатели посчитали, что лучше идти по пути кардинальных реформ «сверху» - то есть ликвидировать лицензирование как таковое. Тогда как я считаю, что следует реформировать «снизу» - находить внутренние проблемы и бороться с ними. Основными проблемами являются следующие:

  1. несоблюдение органами лицензирования требований закона и лицензионных условий
  2. несоблюдение сроков выдачи лицензий
  3. необоснованный отказ в выдаче лицензий и необоснованное аннулирование лицензий